Инструктор по физической культуре
Дмитриева Тамара Игнатьевна советует
Плоскостопия можно избежать.
Плоскостопие – деформация стопы, характеризующаяся уплотнением продольного, реже поперечного ее свода. При этом ходьба и бег нарушаются, а в дальнейшем появляются другие неприятные симптомы: быстрая утомляемость и боли в области голеностопа, голени и колена при ходьбе и стоянии. Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать тесная обувь особенно с узким носом, или высоким каблуком, толстой подошвой. Обувь должна подбираться точно по ноге, соответствовать длине, ширине и полноте ступни, иметь задник и невысокий каблучок. Первый удерживает голеностопный сустав и пятку в фиксированном положении, второй предохраняет стопу от перенапряжения. Кеды, чешки и кроссовки, предназначенные для занятия физкультурой, не годятся для повседневной носки. Узконосые туфли тоже не для детской ножки. Их скошенный внутренний край давит на сустав большого пальца. Он оттесняется в сторону, «уходя» под второй палец и ножка формируется неправильно. Каблук на детской обуви не должен превышать 1/14 длины стопы. Большая высота «напрягает» ее передний отдел, чьи недостаточно крепкие связки растягиваются и ослабевают. В результате развивается поперечное плоскостопие с отклонением первого пальца стопы кнаружи. Необходимо особенно подчеркнуть важность борьбы с плоскостопием в детском возрасте, так как плоскостопие у взрослых образуется в результате предрасположения к нему в детском возрасте. Устранить уже возникшие дефекты крайне трудно. Лучше предупредить развитие плоскостопия регулярными упражнениями для укрепления мышц, сокращающих свод. Следует обращать внимание на правильную осанку, на параллельную постановку стоп при ходьбе и в положении стоя. Укреплению мышечно—связочного аппарата ног способствуют ежедневная гимнастика и занятия спортом; в теплое время года полезно ходить босиком по неровной почве, по траве, речному песку, круглой гальке. Стопа при этом рефлекторно «подбирается», происходит активное формирование ее сводов и укрепление мышц. Способствуют развитию и укреплению мышц, суставов и связок, участвующих в нормальной работе сводов стопы специальные систематические занятия корригирующими упражнениями.
Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия у детей.
1. Ходьба сначала на носках, затем на пятках.
2. Ходьба на внешней стороне стопы, поджав пальцы и ставя ножки параллельно друг другу.
3. В положении стоя, руки на поясе, выполнять перекаты с носка на пятку и обратно.
4. Ходьба боком по гимнастической палке или канату.
5. Сидя на стульчике или стоя:
• Катать вперед-назад мяч или скалку – сначала одной ногой, затем другой.
• Поднять пальчиками ног носовой платок или собрать разбросанные карандаши.
• Стопы на полу, расстояние между ними около 20см. Сводить и разводить пятки, не отрывая пальцы от пола.
6. Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжение всего упражнения). Движениями пальцев постараться подтащить под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой-нибудь предмет. Выполнять поочередно каждой ногой.
7. Сидя на полу с согнутыми коленями или стоя собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные по полу, складывать их в кучки и затем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь не уронить. Выполнять поочередно каждой ногой. Начинать с больших предметов и постепенно переходить к совсем маленьким.
8. Сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Подогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятки вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить и так делая (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение двумя ногами одновременно.
9. Сидя на полу, опираясь руками сзади, зажать мяч между стоп и поднимать его как можно выше.
10. Можно предложить ребенку попрыгать на одной ножке с зажатым в пальчиках другой ноги носовым платком.
11. Заканчивать упражнения ходьбой на цыпочках. Общая продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, в среднем весь комплекс укладывается в полчаса.